ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра мультимедийной дидактики и информационных технологий обучения

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю

«Учебный демонстрационный эксперимент с использованием ЦОР»

в рамках дисциплины ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения физике»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой

_________ Е.В. Оспенникова

                                    «01» сентября  2008 г.

 

Конспект лекций

 

Специальность 050203 – физика

 

Ведущий лектор:

Оспенникова Е.В., зав. кафедрой МД и ИТО, профессор, д.п.н.

 

Одобрен на заседании кафедры

Протокол № 19-2006/9 от «06» сентября 2007г.

 

 

 

 

 

 

Пермь

2008




СТРУКТУРА

конспекта лекций по учебному модулю

 «Учебный демонстрационный эксперимент с использованием ЦОР»

 в рамках дисциплины ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения физике»

 

Лекция

Тема: ИКТ на занятиях с учебным демонстрационным экспериментом

 

План лекции

1. Роль  и место  новых  информационных технологий  в освоении учащимися экспериментального метода познания.

2.  Состав и назначение инструментов  и ресурсов виртуальной среды обучения, необходимых для сопровождения  демонстрационных опытов по физике.

3. Требования к  школьному демонстрационному физическому эксперименту в условиях развития компьютерных технологий обеспечения учебного процесса. Методика и техника демонстрации физических опытов  с использованием компонентов ЦОР и  новых инструментов познания.

4. Методы и приемы организации познавательной деятельности учащихся в ходе учебных демонстраций в условиях применения средств ИКТ. Цифровые дидактические материалы, поддерживающих демонстрационный физический эксперимент.

5. Формы организации и методика проектирования учебных занятий, включающих использование учебного демонстрационного эксперимента в условиях применения средств ИКТ.

Краткое содержание лекционного материала

1.      Роль  и место  новых  информационных технологий  в освоении учащимися экспериментального метода познания.

Подготовка и проведение на учебных занятиях демонстрационных опытов по физике - одно из наиболее сложных и трудоемких направлений профессиональной деятельности учителя. В настоящее время эта деятельность еще более усложнилась, что связано с использованием в демонстрационном эксперименте средств ИКТ.

Современный научный эксперимент невозможно представить без использования  компьютерных технологий. Это и компьютерная диагностика состояния исследуемого объекта, и  машинная обработка данных эксперимента,  и   автоматическое управление  работой  технических устройств, реализующих  экспериментальные действия ученого. Виртуальная среда с ее инструментарием может успешно использоваться и на теоретическом уровне научного познания для моделирования  реальных физических явлений с целью предварительного исследования на модели особенностей их протекания. Ее применение возможно  для выдвижения модельных гипотез о сущности физических явлений и предварительной проверки этих гипотез в численном компьютерном эксперименте.

Учащиеся средней школы, осваивающие экспериментальный метод познания, должны познакомиться с особенностями проведения современных  физических экспериментов. В процессе учебных демонстраций им необходимо показать основные направления использования компьютерных технологий  в экспериментальном изучении явлений природы:

·        автоматизация физического эксперимента (диагностика явления, управление экспериментом, обработка данных эксперимента);

·        моделирование экспериментальной установки и режимов ее работы и исследование компьютерной модели (компьютерный эксперимент);

·        моделирование физического явления и  исследование компьютерной модели явления (компьютерный эксперимент);

·        использование компьютерных баз данных эксперимента (в том числе удаленных баз данных).

Следует отметить, что необходимо формировать у учащихся  правильное отношение к компьютерному эксперименту (как к одной из промежуточных  стадий исследования). Они должны ясно осознавать  прогностический характер его выводов. Принципиально значимым этапом исследования  является этап проверки в натурном физическом эксперименте эффектов, предсказываемых компьютерным опытом.

Демонстрация физических  опытов с использованием средств новых информационных технологий способствует становлению у учащихся верных представлений о современной методологии научного познания и закладывает основы формировании  специальной предметной ИКТ-компетентности обучаемых.

Виртуальная  информационная среда с вложенным в нее инструментарием может использоваться при проведении учебных демонстраций  не только как  инструмент познания (методологическая функция). Очевидны и ее дидактические  функции.

Уникальные особенности виртуальной информационной среды (мультимедиа, интеллектуальность, моделинг, интерактив, коммуникативность, производительность) определяют бесспорную эффективность ее применения при проведении демонстрационных физических экспериментов. Для сопровождения используются разные виртуальные объекты (рисунки, фотоснимки, видео, анимации, компьютерные модели и др.).

Компьютерный физический эксперимент, реализуемый на основе учебных моделей, занимает особое место  как средство дидактического сопровождения реального эксперимента. Отметим его основные  достоинства. Такой эксперимент позволяет:

·     изучать сложные физические явления на уровне, доступном пониманию, исключая обращение к  их  нередко громоздкому математическому описанию;

·      «исследовать» явление даже в тех случаях, когда проведение реального эксперимента  затруднено или нецелесообразно (например, движение космических объектов, изучение поведения тел при больших давлениях,  исследование микроскопических объектов, работа ядерного реактора и т.д.);

·     останавливать и возобновлять эксперимент с целью анализа промежуточных результатов и возможного изменения его хода;

·     изучать явление в динамике (т.е. наблюдать  его  развитие в пространстве и времени);

·     осуществить операцию, невозможную в натурном эксперименте – изменять пространственно-временные масштабы протекания явления;

·     задавать необходимые  условия проведения  эксперимента и параметры исследуемой системы объектов, не опасаясь за ее состояние, а также безопасность и сохранность компонентов  экспериментальной установки;

·     сопровождать модельный эксперимент визуальной интерпретацией закономерных связей между параметрами исследуемой системы (в форме динамичных графиков, диаграмм, схем и пр.);

·     исследовать явление в «чистом» виде, точно воспроизводя требуемые условия его протекания;

·     акцентировать, благодаря эффектам мультимедиа, внимание учащихся на главном в  изучаемом явлении  и способствовать тем самым более глубокому пониманию его сущности.

При использовании интерактива как функции новой среды обучения к ранее указанным преимуществам  компьютерного эксперимента добавляются новые:

·     обеспечение деятельностного подхода к обучению, ориентированного на развитие ключевых компонентов  учебной активности школьников: ее мотивационно-потребностной сферы (в частности интереса к учению), умения планировать свои  действия, выполнять и контролировать качество их исполнения;

·     развитие познавательной самостоятельности учащихся, определяющей успех в реализации их учебной  активности;

·     создание условий для творческой коллективной деятельности учащихся.

Итак, спектр функций компьютерного эксперимента, сопровождающего демонстрационный эксперимент,  достаточно широк. Компьютерная  модель   в процессе демонстрации натурного опыта (а также до и после демонстрации) может с успехом использоваться:

1)      как средство познания (методологическая функция)

2)      как средство непосредственного предъявления компонентов  «готового» знания (т.е. «заложенной» в модель учебной информации о свойствах  объектов реального мира);

3)      как средство наглядности,  сопровождающее другие способы предъявления «готового» знания:

·         концептуального:

*      при изучении содержания научных экспериментов;

*      для иллюстрации сущности эмпирических понятий;

*      при  анализе эмпирических закономерностей протекания природных  явлений;

*       при  изложении компонентов теоретического знания: идеализированного объекта теории, теоретических понятий, принципов и постулатов,  мысленных экспериментов и следствий теории;

*      для визуального отображения элементов научно-технического знания (устройства и принципа действия отдельных приборов и их взаимодействующих систем, способов и приемов  работы с приборами и техническими устройствами);

·         процессуального (для иллюстрации содержания, порядка  и правил выполнения действий  и операций);

3) как тренажер (средство отработки у учащихся  отдельных познавательных умений и  формирования навыков);   

4) как средство контроля уровня сформированности знаний и умений учащихся .

 

2.  Состав и назначение инструментов  и ресурсов виртуальной среды обучения, необходимых для сопровождения демонстрационных опытов по физике.

Проведение учебного демонстрационного эксперимента поддерживается разными программными средствами, а именно:

·         ПО для автоматизированного физического эксперимента (например, ПО для учебных комплектов PALM-OS, TRILINK, NOVA-500 - лаборатория L-Микро);

·         стандартными и специальными инструментальными  программами (Excel, Grapher, Paint, Powerpoint, Mathcad, Matlab и др.), которые  можно применять для моделирования явлений природы, и проведения модельного эксперимента, обработки результатов эксперимента, их графической интерпретации, оформления отчета;

·         специальными инструментами учебной деятельности (моделирующими средами, виртуальными лабораториями, конструкторами и т.п.), входящими в ряде случаев в состав ЦОР, а также  существующими и  как самостоятельные программно-педагогические средства («Открытая физика», «Виртуальная физика - Stratum 2000», «Видеозадачи по физике», «Живая физика», «Активная физика»  и др.).

Использование этих инструментов в демонстрационном опыте позволяет  учителю познакомить учащихся с методологией современного физического эксперимента, реализуемого с использованием средств ИКТ.

Для  поддержки процессов усвоения учебного материала, связанного с содержанием демонстрационного эксперимента, и первоначальной отработки у учащихся отдельных экспериментальных умений и навыков   используются другое программно-педагогическое обеспечение. Это, как правило, цифровые образовательные комплексы по предмету (ЦОР, ИИСС, ИУМК) различных форм и жанров. В области естественнонаучного образования представляется  рациональным различать следующие разновидности форм и жанров программно-педагогического обеспечения  процесса обучения:

                             I.           Электронные  копии:

1)        учебных изданий на полиграфической основе (учебников и учебных пособий, задачников,  дидактических материалов и т. п.);

2)        учебных аудио- и видеоматериалов.

II. Программно-педагогические средства (ППС), разработанные на основе мультимедийного инструментария виртуальной среды:

1)            энциклопедии (общего назначения, тематические);

2)            энциклопедические словари (общего назначения, тематические);

3)            справочники (общего назначения, тематические);

4)            хрестоматии;

5)            каталоги образовательных ресурсов;

6)            коллекции текстов, статичной графики (рисунков, фотоиллюстраций, таблиц, схем, опорных конспектов и пр.); видеоколлекции (фильмов и фрагментов, анимаций, моделей,  Java -апплетов, Flesh-приложений, Роwer Point презентаций и т.п.),  аудиоколлекции;

7)            библиотеки (т.е. каталоги и соответствующие им коллекции);

8)            интерактивное учебное видео;

9)            учебники;

10)     задачники;

11)      интерактивные обучающие среды (ILE - Interactiv Learning Environment), предусматривающие  использование комплекса средств педагогического воздействия (мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль),  интерактивный характер обучения,  вариативность  его способов; различают: 

·              обучающие сценарии;

·              учебные моделирующие среды (разного уровня доступа пользователя к моделированию объектов среды);

·              комплексные обучающие среды (обучающие сценарии в сочетании с учебным моделированием);

12)      электронные учебные занятия (лекции, уроки, лабораторные работы, экскурсии т.п.);

13)      тренажеры;

14)      конструкторы;

15)      репетиторы;

16)      виртуальные лаборатории;

17)      виртуальные музеи;

18)      дидактические игры (сюжетно-ролевые, деловые);

19)      электронные экспертные системы учебных достижений (например, тесты);

20)      электронные экспертные обучающие системы, моделирующие деятельность экспертов и  обеспечивающие ответ на конкретный запрос пользователя (предназначены для решения задач различной сложности из определенной предметной области).

Данные цифровые ресурсы включают учебные объекты различных медиаформатов:

1)     символьные объекты:  знаки, символы, тексты, графики, схемы, таблицы, диаграммы, формулы и пр.;

2)     образные объекты: фото, рисунки, картины (репринт или оцифрованные); объекты компьютерной графики (в том числе компьютерные рисунки, репродукции);

3)     аудиоинформацию: устные учебные тексты, аудиосюжеты, аудиодиалоги, учебные комментарии к виртуальным объектам, аудиохроника, музыка, пение, звуки природных процессов и животного мира и пр.;

4)     видеообъекты: анимации, демонстрационные динамические модели явлений и процессов, постановочные и  художественные видеосюжеты (фильмы или фрагменты), видеохроника;

5)     среда «виртуальной реальности» (дифференцируется по предметным областям знания и видам деятельности) и (или) ее элементы: симуляторы, тренажёры, интерактивные модели, конструкторы и  т.п.

Виртуальные учебные объекты ЦОР, ИУМК, ИИСС могут быть использованы  в ходе демонстрационного опыта с различными целями:

·  для предъявления  учебного материала и его анализа,

·  закрепления и систематизации полученных знаний,

·  формирования учебных умений,

·  контроля качества усвоения содержания изученного в процессе демонстрации опыта

В ходе лекции целесообразно продемонстрировать отдельные виртуальные  объекты и проанализировать  возможности их использования в ходе учебного демонстрационного эксперимента.

3. Требования к  школьному демонстрационному физическому эксперименту в условиях развития компьютерных технологий обеспечения учебного процесса. Методика и техника демонстрации физических опытов  с использованием компонентов ЦОР и  новых инструментов познания.

Система требований к демонстрационному  физическому эксперименту на сегодня  определена. Укажем состав этих требований:

               1.   Дидактическая пригодность

               2.   Научность демонстрации. Методологическая грамотность в постановке опыта, обработке и интерпретации его результатов.

               3.   Видимость демонстрационной установки и наблюдаемого на ней эффекта

               4.   Выразительность и наглядность демонстрируемого эффекта

               5.   Убедительность демонстрации

               6.   Надежность демонстрации

               7.   Оптимальность по длительности.

               8.   Своевременность предъявления демонстрационной установки.

               9.   Эстетичность.

             10. Техника безопасности

Дается краткая характеристика данных требований.

Очевидно, что в настоящее время в условиях развития средств постановки и проведения эксперимента указанная система требований должна быть дополнена еще одним, а именно:

оптимальность использования в процессе  демонстрации цифровой аппаратной техники, новых инструментов учебной деятельности и  виртуальных учебных объектов предметной среды обучения.

Сущность данного требования состоит в следующем: компоненты виртуальной среды (анимации, модели, рисунки, фото и пр.) не должны заменять натурные демонстрации, а должны служить средством их целесообразного дополнения.

Укажем направления реализации этого  требования:

·        проведение автоматизированного физического эксперимента (диагностика явления, управление экспериментом, обработка данных эксперимента);

·        применение телеметрического метода  исследования физических явлений;

·        подготовка и выполнение компьютерного эксперимента:

*        моделирование экспериментальной установки и режимов ее работы, исследование модели (компьютерный эксперимент);

*        моделирование физического явления, исследование модели явления (компьютерный эксперимент);

·      web- и телепроекция установки, отдельных ее составляющих  и эффекта опыта;

·      использование наряду с предъявлением натурного эффекта соответствующих содержанию опыта цифровых учебных объектов виртуальной среды (рисунков, анимации, моделей, конструкторов, тренажеров, видеодемонстраций) для более глубокого усвоения учащимися учебного материалов и отработки у них соответствующих познавательных умений;

·      использование возможностей интерактивной доски для дидактического сопровождения демонстрации натурного опыта.

Методика  и техника демонстрационного эксперимента в условиях использования

аппаратной техники, новых инструментов познания  и образовательных ресурсов заметно преобразуется. В лекции следует показать, как меняются (модифицируются) способы демонстрации по каждому из указанных выше требований.

4. Методы и приемы  организации познавательной деятельности учащихся в ходе учебных демонстраций в условиях применения средств ИКТ Цифровые дидактические материалы, поддерживающих демонстрационный физический эксперимент.

Усвоение учебного материала, формирование у учащихся представлений об эксперименте как методе научного познания явлений природы и развитие начальных умений его самостоятельной постановки относятся к важнейшим целям  демонстрации опытов на занятиях по физике.

Для достижения этих целей необходима организация активной познавательной деятельности учащихся в ходе демонстрации. Это может быть достигнуто за счет включения школьников в процесс коллективного  планирования  эксперимента и частично в процесс его проведения (например, участие отдельных  учащихся в выполнении некоторых экспериментальных действий практического характера).

На сегодня определен состав этапов экспериментального исследования. Обобщенная модель деятельности при подготовке и проведении эксперимента приведена ниже.

Обобщенный план проведения физического эксперимента

 

1.      Сформулировать (уяснить) проблему исследования.

2.      Выдвинуть  и обосновать гипотезу, на основе которой может быть разрешена сформулированная проблема.

3.      Выяснить роль эксперимента в решении данной проблемы. Определить его цель.

4.      Разработать проект экспериментальной установки, сконструировать ее.

5.      Определить порядок проведения эксперимента.

6.      Выбрать способ кодирования данных опыта (наблюдений, измерений).

7.      Провести эксперимент, выполнить необходимые наблюдения и измерения.

8.      Провести обработку результатов измерений, оценить их точность.

9.      Проанализировать и интерпретировать полученные результаты, сформулировать вывод.

10.  Оформить отчет о проведении эксперимента.

 

Это не только перечень этапов экспериментального исследования, но и перечень экспериментальных умений, которыми должны овладеть учащиеся.

Оценим возможности новых информационных технологий  в организации активной познавательной деятельности учащихся в ходе учебных демонстраций. В таблице 1 указаны основные способы использования виртуальных объектов и инструментов учебной работы на различных этапах экспериментального исследования.

При проведении демонстрационного эксперимента учитель должен выбрать, какие из указанных этапов станут этапами коллективной познавательной деятельности учащихся, а какие из них реализует учитель, демонстрируя образец экспериментальной исследовательской деятельности с использованием средств ИКТ.

Таблица 1

Формулировка проблемы исследования

·   Демонстрация учителем образца формулировки проблемы исследования (экспериментальной задачи) на примере конкретных ВУО: рисунков, анимации, фотоснимков, видео, компьютерных модельных эффектов и пр.;

·   Демонстрация ВУО с целью стимулирования самостоятельной формулировки  учащимися проблемы лабораторного исследования;

·   Самостоятельная подготовка учащимися авторских цифровых объектов: фото и видео, анимации, моделей для  постановки проблем экспериментального исследования.

Выдвижение и обоснование гипотезы

·   Демонстрация учителем образца  постановки проблемы исследования и выдвижения и обоснования  гипотезы на  основе демонстрации конкретных ВУО: рисунков, анимации, видео, компьютерных модельных эффектов и пр.;

·   Демонстрация учителем конкретных ВУО (рисунков, анимации, видео, компьютерных модельных эффектов и пр.) и постановка проблемы исследования, организация коллективной деятельности учащихся по выдвижению и обоснованию  гипотезы относительно особенностей протекания исследуемых явлений в ранее неизученных условиях;

·   Организация коллективной работы учащихся с интерактивными моделями физических явлений: постановка учащимися проблемы исследования, формулировка гипотезы протекании  исследуемого явления  в ранее неизученных условиях;

·   Коллективная работа учащихся с  виртуальными моделями экспериментальных установок и технических устройств с целью прогнозирования наиболее эффективных режимов их работы перед проведением натурного эксперимента.

Определение цели эксперимента

·   Просмотр видео, анимации, фотоснимков натурных физических экспериментов; определение учащимися  возможностей постановки опыта-аналога в условиях школьной лаборатории, формулировка (корректировка) цели эксперимента применительно к лабораторным условиям постановки опыта;

·   Постановка целей  экспериментального исследования на основе физических ситуаций, зафиксированных на авторских фотоснимках и видеороликах, подготовленных учащимися;

·    Варьирование физических ситуаций на компьютерной модели, постановка (уточнение) на этой основе  цели (целей) натурного опыта.

Определение порядка проведения эксперимента

·   Подготовка учащихся к проведению натурного опыта на основе визуализации хода  эксперимента  с помощью: рисунка, анимации, видео, демонстрационной  или интерактивной моделей эксперимента; осмысление предлагаемого в виртуальной среде порядка проведения эксперимента  с  его последующим выполнением на натурной установке;

·   Предварительное планирование  учащимися и оценка реалистичности плана проведения натурного эксперимента с  помощью моделирования физической ситуации в виртуальной среде (интерактивная модель явления, конструктор);

·   Исследование и выбор с помощью компьютерной модели изучаемого явления наиболее эффективных режимов проведения натурного опыта.

Разработка и конструирование экспериментальной установки

·   Использование представленных в ЭУИ рисунков, фотографий, моделей экспериментальных установок (а также пояснений к ним) для сборки схемы эксперимента (по аналогии);

·   Конструирование приборов для экспериментальной установки на основе анализа их характеристик, устройства и принципов действия, представленных   с помощью ВУО (фото, рисунки, анимации, видео, демонстрационные модели);

·   Самостоятельная разработка схемы экспериментальной установки на основе изучения конструкции отдельных приборов с помощью  различных ВУО;

·   Сборка и отладка (выбор наиболее эффективных режимов работы) экспериментальной установки с помощью виртуальных  конструкторов (цифровых лабораторных стендов);

·   Самостоятельное моделирование экспериментальной установки и экспериментального эффекта с помощью учебных моделирующих сред или стандартного ПО (например, Excel);

·   Участие в настройке автоматизированного эксперимента  с использованием цифровых измерителей (датчиков) и обработки результатов с помощью соответствующего ПО (отдельные учащиеся при подготовке демонстрационного эксперимента с учителем).

Выбор способа кодирования результатов опыта

·   Демонстрация учителем различных видов и образцов кодирования результатов опыта с использованием соответствующих объектов виртуальной среды (фотоснимков, видео, таблиц, протоколов);

·   Демонстрация учителем образцов использования инструментальных пакетов для кодирования  данных эксперимента;

·   Применение   в ходе демонстрационного эксперимента инструментальных программ (Excel, Grapher, MathCad, Maple и др.) для оформления результатов эксперимента в виде таблиц различных типов;

·   Использование ПО для автоматизированного эксперимента с автоматической фиксацией данных опыта в виде электронных таблиц.

Проведение эксперимента, выполнение наблюдений и измерений, оценка точности измерений

·   Обсуждение и выбор аппаратной техники (цифрового микроскопа, видеокамеры, фотоаппарата, диктофона) для фиксирования результатов наблюдений и экспериментов;

·   Проведение автоматизированного демонстрационного эксперимента  с использованием цифровых измерителей (датчиков), обработка результатов с помощью соответствующего ПО;

·   Использование телеметрических систем для получения и обработки экспериментальных данных;

·   Обработка результатов эксперимента с помощью стандартных и специализированных инструментальных программ (Excel, Grapher, MathCad, Maple и др.);

·   Использование виртуальных установок-симуляторов с целью предварительной отработки у учащихся умений и навыков  работы на  экспериментальной установке (тренаж);

·   Отработка с помощью виртуальных тренажеров техники выполнения измерений: определение цены деления, снятие показаний со шкалы прибора, запись результата измерения с учетом погрешности.

Анализ и интерпретация полученных результатов, формулировка вывода

·   Использование учебных текстов, рисунков, анимации, видео, интерактивных моделей для уяснения сущности явления, анализа особенностей его протекания в натурном эксперименте;

·   Построение и анализ графиков средствами компьютерной программы  цифрового учебного ресурса (ЦОР, ИУМК);

·   Применение стандартных и специализированных инструментальных программ (Excel, Grapher, Mathcad, Maple  и др.) для построения графиков, таблиц, диаграмм, необходимых для интерпретации данных опыта.

 

Отметим, что при организации работы учащихся  компьютерными моделями целесообразно использовать обобщенный план учебной работы с «готовой» интерактивной моделью. На основе этого плана составляется система направляющих вопросов для беседы с учащимися.

Обобщенный план учебной работы с  интерактивной моделью

1.     Рассмотрите составляющие интерфейса модели. Обратите внимание на активные «окна» и «клавиши» интерфейса. В случае необходимости обратитесь к разделу «помощь» или «справка». Уточните  в итоге уровни доступа к работе с моделью:

·     блоку ввода данных,

·     блоку их обработки,

·     блоку вывода результата на экран.

2.     Обратите внимание в блоке ввода данных на те элементы модели, а также те ее параметры, которые могут быть изменены пользователем (выбор и/или перемещение элементов, ввод  начальных граничных условий, изменение временных и/или пространственных масштабов и пр.).

3.     Проанализируйте возможности управления моделью через блок обработки данных (наличие калькулятора, табличного процессора, возможности работы с графиками  и  статистической обработки данных и пр.)  

4.     Уточните возможности управления моделью через блок вывода результатов виртуального эксперимента на экран монитора (см. имеющийся выбор способов представления данных на экране монитора - протокол, таблицы, графики функций, рисунок, динамическая модель).

5.     Запустите модель. Рассмотрите различные состояния модели, пронаблюдаете особенности ее работы, произвольно изменяя состав элементов модели и значения параметров в блоке ввода данных.

6.     Сформулируйте цели изучения материала на основе работы с данной моделью или цели исследования явления на основе  его модели:

·     просмотр различных вариантов работы модели  и фиксация полученных результатов в качестве иллюстраций к  изучаемому материалу;

·     тестирование модели (оценка уровня достоверности  результатов моделирования на основе сравнения с известными результатами натурного эксперимента);

·     исследование поведения модели в новых условиях (выдвижение модельных гипотез), с последующей проверкой в натурном эксперименте.

7.     Составьте план работы с моделью:

·     определите, какой параметр модели необходимо изменять, для выявления интересующих особенностей ее поведения;

·     выясните, какие результаты и в какой форме следует зафиксировать в ходе исследования;

·     при наличии  некоторого числа изменяемых параметров модели следует определить этапы работы, на каждом из которых следует изменять лишь один из параметров, оставляя другие параметры модели постоянными;

·     при достаточной ясности поведения модели в различных условиях возможно одновременное изменение нескольких параметров;

·   при проведении количественных экспериментов следует уточнить (назначить) пределы и шаг изменения  параметров модели.

8.     Определите способы записи результатов работы модели (традиционные или электронные: протоколы, таблицы, диаграммы, схемы, графики и пр.).

9.     Изучите (исследуйте) работу модели в соответствии с намеченным планом. Зафиксируйте результаты работы рациональным способом.

10.  Выполните при необходимости математическую обработку полученных данных. Используйте соответствующие задачам обработки инструментальные программы для ЭВМ.

11.  Проанализируйте полученные данные, сформулируйте выводы:

·       при формулировке вывода обратите внимание на поставленные ранее цели работы  с моделью; отметьте, удалось ли достичь поставленных целей и в какой степени;

·       при изучении поведения модели при различных значениях ее параметров, обратите обязательно внимание на те ситуации, в которых происходила смена режимов ее поведения.

12.  Если работа с моделью носила исследовательский характер, то определите  цели дальнейшего исследования:

·         цели последующего натурного эксперимента;

·         цели модификации  компьютерной программы, реализующей модель.

Как видно, при целенаправленном использовании различных компонентов виртуальной среды учитель может убедительно и полно изложить содержание физического эксперимента, наглядно продемонстрировать учащимся образцы выполнения целого ряда экспериментальных действий, разъяснить содержание общих правил их выполнения. Возможна многократная отработка  у учащихся умений и навыков выполнения отдельных экспериментальных операций (тренаж).

Компьютерные модели физических явлений и моделирующие среды, ПО для обработки данных эксперимента, аппаратная техника для проведения автоматизированного эксперимента позволяют научить школьников использовать  компьютер в  экспериментальном исследовании в качестве инструмента познания и эффективной организации учебной работы.

Для целенаправленного использования виртуальных объектов на учебном занятии, включающем постановку демонстрационного эксперимента, следует разрабатывать специальные дидактические материалы, ориентирующие школьников на работу с виртуальной средой и обучающие их этой работе. Учителю также важно вести работу по созданию банка учебно-методических материалов, позволяющих ему впоследствии активно модернизировать и совершенствовать учебный процесс.

Ниже приведен примерный состав комплекта таких материалов.

 

Состав  комплекта

цифровых дидактических (ДМ) и учебно-методических  материалов (УММ)

для  демонстрационного физического эксперимента

 

1.      Коллекция  цифровых объектов для сопровождения демонстрационного физического эксперимента (в MS WORD) (УММ).

2.      Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с объектами ЦОР по усвоению содержания физического опыта (в MS WORD) (УММ).

3.      Презентация (в MS PP) для дидактического сопровождения демонстрационного эксперимента, включающая:

·         описание экспериментальной установки, приборов, входящие в ее состав, и порядка проведения опыта (с  использованием фотоснимков, видео и других объектов ЦОР, поясняющих схему, ход опыта и его результаты (ДМ));

·         описание инструментов и технологий для регистрации обработки данных эксперимента (например: аппаратная техника цифровой лаборатории Архимед; MS Excel) (ДМ);

·         компьютерные модели для исследования явлений природы, изучаемых в эксперименте (файл, допускающий автономный запуск модели, или ссылка на соответствующий ЦОР; вопросы и задания для коллективной работы учащихся с моделью, инструктивные указания к выполнению) (в MS PP) (ДМ);

·         учебные объекты ЦОР с вопросами и заданиями для  коллективного обсуждения (ДМ).

4.      *Видеодемонстрации натурного опыта, иллюстрирующая в числе прочего использование современных аппаратных средств и ПО  с целью автоматизации физического эксперимента, обработки экспериментальных данных, повышения наглядности, видимости и выразительности  его результатов (ДМ).

5.      Тест на усвоение содержания демонстрационного опыта с использованием фотоснимков натурной установки и цифровых объектов ЦОР (в MS PP и MS WORD) (ДМ).

6.      Фрагмент УМК занятия, включающего демонстрационный эксперимент с  использованием ЦОР и новых инструментов учебной деятельности (см. рекомендации по оформлению фрагмента занятия) (в MS WORD) (УММ).

Необходимо соблюдать требования к разработке элементов комплекта.

 

5. Формы организации и методика проектирования учебных занятий, включающих использование учебного демонстрационного эксперимента в условиях применения средств ИКТ.

Демонстрационный эксперимент может стать составляющей практически любого  учебного занятия по физике (за редким исключением), независимо от формы его проведения.

Разработка модели занятия, включающего демонстрационный эксперимент с использованием  ресурсов виртуальной среды, требует от учителя дополнительных усилий. Подготовка такого занятия включает обновление целого ряда элементов УМК занятия:  целей обучения (формирование предметной ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности учащихся);  учебных задач занятия (разработка заданий для работы учащихся с виртуальными учебными объектами, инструментальными программами); методов и приемов обучения (включение новых методов  учебной работы школьников с  объектами и инструментами виртуальной среды и методов руководства  этой работой); средств обучения (средств ИКТ). 

Ниже приведен состав УМК учебного занятия.

Учебно-методический комплекс (УМК) занятия

(инвариантная структура)

1.        Тема учебного занятия

2.        Форма учебного занятия

3.        Класс, профиль, специфика обучения

4.        Цели:

·     обучения,

·     воспитания,

·     развития.

5.        Учебные задачи занятия.

6.        Дидактическая структура занятия.

7.        Диагностика результативности обучения на занятии.

8.        Домашнее задание.

9.        Проект содержания и оформления записей на доске (или презентация MS PP к уроку) и в ученической тетради.

10.     Дидактические средства:

·     демонстрационный эксперимент (цель, оборудование, включая аппаратные средства к ЭВМ для проведения автоматизированного эксперимента);

·     фронтальный лабораторный эксперимент, фронтальные наблюдения (цель, оборудование, включая аппаратные средства к ЭВМ);

·     модели технических приложений физической науки (машины, установки, инструменты и пр. или их модели);

·     аудио и видеозаписи (название  записи или ее фрагмента);

·     настенно-печатная наглядность (таблицы, схемы, графики, ОК и пр.);

·     программное обеспечение к ЭВМ  (предметные ЦОР, ИУМК, ИИСС,  дистанционное);

·     игровые объекты;

·     дидактический раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся;

·     литература и цифровые источники информации  для учащихся (основные,  дополнительные);

·     система средств ТАСО.

11.     Конспект занятия.

12.     Литература и цифровые источники информации  для учителя.

Итак, подготовка учебного занятия, включающего демонстрационный физический эксперимент с использованием средств ИКТ, требует от учителя специальной профессиональной ИКТ компетентности. Овладение этой компетентностью одна из главных задач роста профессионально мастерства учителя на  этапе информатизации системы среднего школьного образования.

Заключение

В заключительной части лекции для  закрепления и дальнейшего совершенствования знаний студентов по материалу лекции целесообразно представить: 1) вопросы для самоконтроля, 2) задание самостоятельной работы (см. задание 4, а-е); 3) темы творческих проектов (включая темы курсовых и дипломных работ) 4) фрагменты работ (творческих проектов) студентов предыдущих лет обучения; 5) перечень электронных  учебных изданий по физике (на CD) и инструментов учебной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1.     Роль  и место  новых  информационных технологий  в освоении учащимися экспериментального метода познания (основные направления использования компьютерных технологий  в экспериментальном изучении явлений природы).

2.     Автоматизированный эксперимент как метод исследования (состав оборудования, общая характеристика).

3.     Компьютерный физический эксперимент. Его основные достоинства.

4.     Функции компьютерного эксперимента в учебном процессе по физике.

5.     Состав и назначение инструментов  и ресурсов виртуальной среды обучения,  необходимых для  сопровождения демонстрационных опытов по физике.

6.     Состав виртуальных учебных объектов ЦОР, ИИСС, ИУМК.

7.     Требования к  школьному демонстрационному физическому эксперименту.

8.     Обновление системы требований  к  школьному демонстрационному физическому эксперименту в условиях развития компьютерных технологий обеспечения учебного процесса.  Сущность обновления.

9.     Методика и техника демонстрации физических опытов  с использованием компонентов ЦОР и  новых инструментов познания (с указанием примеров).

10. Способы использования виртуальных объектов и инструментов учебной работы на различных этапах выполнения экспериментального исследования.

11. Методика работы с «готовыми» компьютерными моделями в ходе учебных демонстраций.

12. Состав комплекта цифровых дидактических  материалов, необходимых для сопровождения демонстрационного опыта. Комплект учебно-методических материалов.

13.       Демонстрационный эксперимент в системе форм организации учебных занятий по физике. Особенности разработки УМК занятия, включающего демонстрационный эксперимент с использованием средств ИКТ (с указанием примеров)

Учебные наглядные пособия, используемые на лекции

1.    Презентация к лекции.

2.    Видеоролики автоматизированного лабораторного эксперимента.

3.    Компьютерный эксперимент (интерактивные модели).

4.     Образцы разработки составляющих комплекта  дидактических  материалов и учебно-методических материалов для сопровождения демонстрационного эксперимента

5.    Презентация фрагмента учебно-методического комплекса  учебного занятия, включающего демонстрационный эксперимент с использованием средств ИКТ.

6.    Презентации творческих проектов студентов прошлых лет выпусков.

Перечень электронных  учебных изданий по физике (на CD)

1.       Открытая физика. В 2 ч. (CD)  / Под ред. С.М. Козела. –  М.: ООО «Физикон», 2002 (http://www.physicon.ru/.).

2.       Открытая астрономия (CD) / Под ред. В. Сурдина. –  М.: ООО «Физикон», 2001 (http://www.physicon.ru/.).

3.       Физика в картинках Версия 6.2 (CD). -  М.: НЦ «Физикон», ООО «Образ», 1993 (http://www.physicon.ru/.).

4.       Физика, 7-11 классы (CD). – М.: ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.)

5.       Виртуальный  практикум  по  физике  для  вузов (http://www.physicon.ru/, e- mail: soft@physicon.ru)

6.       Подготовка к ЕГЭ. Физика (CD). –  М.: ООО «Физикон», «Новый диск», 2004 (http://www.physicon.ru/.).

7.       Уроки Открытого колледжа. Астрономия (CD) . -  М.: ООО «Физикон», 2004 г. (http://www.physicon.ru/.).

8.       1С: Репетитор. Физика (CD). -  М.: АОЗТ «1С», 1998-2001 (http://repetitor.1c.ru).

9.       1С: Репетитор. Физика + Варианты ЕГЭ. 2005 (CD). – М.: ЗАО «1С», 2000-2005 (http://repetitor.1c.ru).

10.   Физика, 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ (CD). – М.: Федеральное агентство по образовании., ГУ РС ЭМТО, ЗАО «1С», 2004 (http://repetitor.1c.ru )

11.   1С: Репетитор. Сдаем единый экзамен (CD). -  М.: АОЗТ «1С», ЦТ «Гуманитарные технологии», 2003 (http://www.ege.ru/, e-mail: repetitor@1c.ru).

12.    1С: Школа. Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ» (CD). / Н.К. Ханнанов –  М.: 1С, Дрофа, Формоза, РЦИ ПГТУ. -  2004 (http://www.1c.ru/).

13.   1С: Школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий (CD). –  М.: Министерство образования РФ, ГУРЦ ЭМТО, ООО Дрофа, ЗАО «1С», ЗАО НПКЦ Формоза-Альтаир,  РЦИ Пермского ГТУ, 2004 (http://repetitor.1c.ru )

14.   Боревский Л. Я. Курс физики. Механика. Для школьников и абитуриентов (CD). – М.: МедиаХауз, 1999 (http://www.mediahouse.ru/).

15.   Боревский Л. Я.  Курс физики XXI века. Полная теория в иллюстрациях + 210 моделей (CD). – М.: МедиаХауз, 2003 (http://www.mediahouse.ru/).

16.   Физикус: обучение с приключением (от 9 до 16 лет) (CD). – М.: МедиаХауз, 2003. (http://www.mediahouse.ru/).

17.   Видеозадачи по физике. В 4 ч. (CD) /  А.И. Фишман,  А.И. Скворцов,     Р.В. Даминов. -  Казань: Казанский государственный университет,  NMG, 2002 (http://www.nmg.ru/.).

18.   Физика. Основная школа, 7-9 классы. В 2 ч. (CD). -  М.: YDP Interactive Publishing, ЗАО «Просвещение-МЕДИА», ЗАО «Новый                                  диск», 2005 (e-mail: zakaz@nd.ru, suppot@nd.ru).

19.   Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Медиатека по физике (CD) - М.: «Кирилл и Мефодий», «Нью Медиа Дженерейшн», 2003 (http://www.km.ru/).

20.   Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Репетитор по физике Кирилла и Мефодия (CD) . -  М.: «Кирилл и Мефодий», 2002 (http://www.km.ru/).

21.   Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Уроки физики Кирилла и Мефодия. 5-6 класс (CD). -  М.: «Кирилл и Мефодий», 1999 (http://www.km.ru/).

22.   Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7-8 класс (CD). - М.: «Кирилл и Мефодий», 2000 (http://www.km.ru/).

23.   Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Уроки физики Кирилла и Мефодия. 9 класс (CD). - М.: «Кирилл и Мефодий», 2000  (http://www.km.ru/).

24.   Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс (CD). - М.: «Кирилл и Мефодий», 2000 (http://www.km.ru/).

25.   Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Уроки физики Кирилла и Мефодия. 11 класс (CD). - М.: «Кирилл и Мефодий», 2002 (http://www.km.ru/).

26.   Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на 8 CD). - М.: «Кирилл и Мефодий», 2002  (http://www.km.ru/).

27.   Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия - М.: «Кирилл и Мефодий», 2000 (http://www.km.ru/).

28.   Репетитор по физике  КиМ (CD). -  М.: «Кирилл и Мефодий», 2002 (http://www.km.ru/).

29.   Физические демонстрации. Электричество и магнетизм. Курс общей физики (CD). – М: МГУ, 2004 (http://www.phys/msu.ru).

30.   Физика. Обучающая программа для 9-11 классов (CD).  -  ТПО «Северный очаг» (http://www.umsolver.com/).

31.   Физика & UMS (Universal Mathematical Solver) (CD). - ТПО «Северный очаг», Санкт-Петербург, 2001 г. (http://www.umsolver.com/).

32.   Механика материалов. (CD). - РМЦ, 2002. (http://www.rnmc.ru).

33.   Физика в анимациях. (CD). - Силтек, 2004. (http://www.infoline.ru/ g23/5495/physics/htm).

34.   Виртуальная физика «STRATUM 2000» (CD) / Д.В. Баяндин, О.И. Мухин. -  Пермь: РЦИ ПГТУ, 2000 (http://www.stratum.ac.ru/).

35.   Механика «STRATUM 2000» (CD) / Д.В. Баяндин, О.И. Мухин. -  Пермь: РЦИ ПГТУ, 2000 (http://www.stratum.ac.ru/).

36.   Молекулярная физика «STRATUM 2000» (CD) / Д.В. Баяндин, О.И. Мухин. -  Пермь: РЦИ ПГТУ , 2000 (http://www.stratum.ac.ru/).

37.   Электромагнетизм «STRATUM 2000» (CD) / Д.В. Баяндин, О.И. Мухин. -  Пермь: РЦИ ПГТУ , 2000 (http://www.stratum.ac.ru/).

38.   Виртуальная школа «STRATUM 2000» (CD) / Д.В. Баяндин, О.И. Мухин. -  Пермь: РЦИ ПГТУ , 2000 (http://www.stratum.ac.ru/).

39.   Активная физика (Pi-Logic Research Group)  (http://www.cacedu.unibel.by/).

40.   Оптическая скамья. Геометрическая оптика в вашем компьютере (Pi-Logic Research Group)  (http://www.cacedu.unibel.by/).

41.   Дракоша, занимательная физика. М.: Медиа-Сервис, 2000 (http://www.media 2000.ru/).

42.   Физика: Просвещение. Основная школа: 7 – 9 классы. Ч. I. Мультимедийное учебное пособие нового образца (CD). – М.: Просвещение – МЕДИА, 2003 (http://www.pmedia.ru/).

43.   Готовимся к ЕГЭ. Физика (CD). – М.: «Просвещение МЕДИА», 2004 (http://www.pmedia.ru).

44.   TeachPro Физика (CD).  – М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное Образование, 2000 (http://www.mmteach.ru/).

45.   TeachPro Физика. Механика (CD).  - М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное Образование, 2000 (http://www.mmteach.ru/).

46.   TeachPro Физика. Молекулярная физика (CD).   -  М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное Образование (http://www.mmteach.ru/).

47.   TeachPro Физика. Электричество и магнетизм (CD).  -  М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное Образование, 2000  (http://www.mmteach.ru/).

48.   TeachPro Физика. Оптика, атомная физика, колебания и волны (CD).  - М.:  Мультимедиа Технологии и Дистанционное Образование, 2000  (http://www.mmteach.ru/).

49.   TeachPro  Решебник по Физике (CD).  - М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное Образование, 2000  (http://www.mmteach.ru/).

50.   Уроки на дом (комплект CD для 7, 8, 9, 10 -11 классов). - М.: Мультимедиа Технологии и Дистанционное Образование, 2000  (http://www.mmteach.ru/).

51.   Живая школа. Живая физика (CD). (Interactive Physics) MSC. Working Knowledge. ИНТ (http://www.krev.com/; http://www.int-edu.ru/).

52.   От плуга до лазера 2.0 (энциклопедия). -  М.: ЗАО Новый диск / Дорлинг Киндерсли, 1998 (http://www.nd.ru/).

53.   Демонстрационные опыты по физике. - КомпактБука (http://www.cbook.ru/)

54.   Использование Microsoft Office в школе (физика) (CD). - М.: Московское представительство Microsoft и Республиканский мультимедиа центр Министерства образования России, 2002 (http://www.rnmc.ru/). 

55.   Техника. Детская интерактивная энциклопедия (CD). – Медиа Арт, (http://www.mdart.com, e-mail: info@mdart.com).

56.   Физика для школьников и абитуриентов в тестах, решениях и демонстрациях (CD). - АО  ИНТОС, Курс-88, Авторский коллектив СПбИТМО, РНПО Росучприбор, 1997 (http://www.rosuchpribor.ru, www.intos.ru, E-mail: vsedyakin@glasnet.ru).

57.   Физика Мультимедийный курс. X-XI классы (CD). – М.: Руссобит Паблишинг, 2004 (http://www.russobit-m.ru).

58.   Вся физика Серия Руссобит-педагог (CD). – М.: Руссобит Паблишинг, 2004 (http://www.russobit-m.ru).

59.   Физика в школе: Электронные уроки и тесты (12 CD). – М.: YDP Interactiv Publishing,  ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005, ЗАО Новый диск (http://www.nd.ru, zakaz@nd.ru, suppot@nd.ru).

60.   Лабораторные работы по физике, 8-11классы: Виртуальная физическая лаборатория (5 CD) – М.: ООО Дрофа, ООО Квазар-Микро, 2006.

61.   Физика, 7 класс: Мультимедийное приложение к учебнику Н.С. Пурышевой, Н.Е Важеевской. – М.: ООО Дрофа, 2006.

62.   1С: Школа. Физика, 7 класс / Под ред. Н.К. Ханнанова - М.: «1С» -  2006 (http://edu.1c.ru).

 

Лекция подготовлена по материалам публикаций:

 

1.              Оспенников, Н.А. Лабораторный физический эксперимент в условиях применения компьютерных технологий обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.А. Оспенников. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. – 242 с.

2.              Оспенников Н.А. Содержание учебного модуля  «ИКТ  в лабораторном физическом эксперименте» в составе дисциплины ГОС ВПО  «Теория и методика обучения физике» Екатеринбург январь 2007

3.              Оспенников Н. А. Подготовка будущих учителей к использованию  цифровых образовательных ресурсов на  лабораторных  занятиях по физике / Материалы VI  международной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» - М.: МПГУ, 2007.- 225-227

4.      Оспенников А.Н. Школьный физический эксперимент в условиях развития компьютерных технологий обучения // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». -  2006. – вып. 2. -  с. 47 – 76.

5.              Оспенников Н.А. Обучение будущих учителей физики   формированию  у учащихся обобщенного  подхода к работе с  интерактивными учебными  моделями/ / Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании». -  2007. – вып. 3. -  с. 37 – 76.

6.      Оспенникова Е.В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун-т.  Пермь, 2002. 375 с.

7.      Оспенникова Е.В. Методологическая функция виртуального лабораторного эксперимента // Информатика и образование. 2002. №   11. С.83-89.

8.      Оспенникова, Е. В. Обновление системы учебных объектов среды обучения в условиях информатизации образования и проблема организации познавательной деятельности школьников в новой информационной среде // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ  в образовании».  - 2005. - Вып. 1. - С. 50 – 67.

9.      Оспенникова, Е. В.Электронные учебные коллекции по физике:  разработка и использование в обучении  //  Информационные технологии в образовании (ИТО - 2005): Ч. 3.: Сб. труд. участников 15-й международной конференции-выставки. – М.: БИТ про, 2005 . - С.53-54.

10.  Оспенникова Е.В Цифровые учебные коллекции по физике: виды и перспективы использования в обучении // 1 сентября. Приложение «Физика».  - № 12, 2006. –С.29-33.

11.  Оспенникова, Е. В.Обучение будущих учителей методике использования цифровых образовательных ресурсов на лабораторных занятиях по физике //  Информационные технологии в образовании (ИТО - 2006): Ч. 3.: Сб. труд. участников 16-й международной конференции-выставки. – М.: БИТ про, 2006 . - С.50-52.

12.       Оспенникова, Е. В.Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч.: Ч. I.  Моделирование  информационно-образовательной среды учения: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. – 301 с. 

13.       Оспенникова, Е. В.Развитие самостоятельности   школьников в учении   в  условиях  обновления  информационной  культуры общества: В 2 ч.: Ч. II.  Основы   технологии    развития самостоятельности  школьников в  изучении физики: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. – 329 с. 

14.       Оспенникова, Е. В. и др. Мультимедийные информационные ресурсы по физике для средней общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие  /Под общ. ред. Е.В. Оспенниковой -  Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. -  125 с.

15.  Оспенникова Е.В. и др. Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании физики: учебное пособие / Пермь: ПГУ, ПГПУ 2006 – 270 с. + Прилож. (CD).